3D-дизайнер — кто это и что он делает?

Кто такой 3Д-дизайнер 3D

Если тебе в голову вдруг пришла идея: «Хочу рисовать компьютерные игры!», не спеши сразу отмахиваться от нее, потому что якобы «уже поздно» и нет художественного образования. Почти каждый может стать ЗД-дизайнером (так правильно называется эта профессия).

Сегодня мы расскажем, кто же это такой и что он делает, какие есть разновидности направления и где обучиться, чтобы не просто иногда творить на компьютере по вечерам, а зарабатывать на деле, которое любишь.

Кто такой 3D-дизайнер и чем он занимается

На самом деле 3D-дизайнер работает не только над созданием компьютерных игр — он нужен во всех проектах, где есть трехмерная, объемная графика и визуализация. Фильмы, клипы, виртуальная реальность, моделирование интерьеров и ландшафтов, создание одежды и декора — во всех этих сферах не обойтись без него.

В этом направлении можно заниматься отрисовкой:

  • пейзажей и локаций (например, зданий или сооружений, интерьеров помещений);
  • объектов (мебели и элементов декора, машин, инструментов);
  • персонажей (людей, животных, роботов).

А также:

  • с помощью компьютерных технологий «оживлять» виртуальных людей так, чтобы их движения и мимика были максимально приближены к реальности;
  • создавать реалистичные природные явления.

Клип Smash Into Pieces — My Wildest Dream

Если кратко, 3Д-дизайнер — это человек, который создает трехмерные изображения и видео. В проекте он связывает работу художников и программистов, делает объекты и локации объемными, такими, какими мы привыкли видеть их в реальном мире.

Специальности и профессии связанные с 3Д-графикой

Представьте, что мы пришли на экскурсию в компанию, которая разрабатывает компьютерные игры. В ней есть целый отдел, который работает над 3Д-дизайном. А в нем — несколько сотрудников, и каждый отвечает за какую-то свою задачу. Познакомимся с ними?.

CG‑художник

CG — это технология создания изображений на компьютере. А CG‑художник — человек, который рисует не на листочке, а в специальной программе. Он может работать и в мультипликации, и в кино, и в компьютерных играх — везде, где нужно рисовать.

Он может создавать и 2D, и 3D рисунки, обрабатывать фотографии, разрабатывать интерфейсы. CG‑художники, которые работают с 3Д, обычно только первоначально прорисовывают локации, объекты и персонажи. 

Моделлер

Моделлер — это специалист по визуализации и моделированию объектов. Причем это могут быть и какие-то обычные предметы (стол или камень), и живые объекты (люди, животные, мифические персонажи в играх).

Моделлеру не нужен навык красиво рисовать. Обычно за него это делает CG‑художник. Задача этого специалиста — превратить плоский рисунок, двухмерную модель в объемную. Моделлеры могут работать во всех направлениях и проектах, где нужно 3Д, но именно в геймдеве его навыки крайне востребованы.

Дипломная работа. Владимир Марков. 2 уровень - Художник игровых ассетов

Обычно моделирование происходит в 3 этапа:

  1. Скульптинг.
  2. Ретопология.
  3. Развертка.

Скульптинг — это создание модели, занятие, которое похоже на лепку из глины, только на компьютере в специальных программах (ZBrush, 3ds Max, Mudbox и др.).

Викинг - Трехмерная модель

Ретопология — создание вертикалей, ребер и вершин у 3D‑модели, их правильная организация и структуризация. На этом этапе важно, чтобы вершины были в определенном порядке. Иначе они могут накладываться друг на друга, из-за чего появляются защемления и растяжения. А это в дальнейшем мешает анимации.

Викинг - 3D-модель

Развертка — это подготовка к текстурированию, т.е. раскрашиванию. На объект наносят специальную UV-карту для оформления цвета. И дальше в дело вступает художник по текстурам (или по освещению).

Художник по текстурам (2D/3D)

Художник по текстурам раскрашивает объекты в соответствии с сеткой, которую разработали на этапе развертки. Но это не просто раскрашивание! Он подбирает для предмета свою поверхность (гладкую или неровную), добавляет глянец, цвет и свет, а также имитирует внешний вид материала объекта (кожа, железо, стекло и т.д.).

В геймдеве художник по текстурам работает с кожей и одеждой персонажей, часто имитирует камень и металл, чтобы придать героям и предметам подходящий облик для Вселенной, в которой они живут.

Риггер

Следующий важный специалист — риггер. Это человек, который создает цифровой скелет для 3Д-объектов. Скелет нужен для того, чтобы максимально реалистично запрограммировать движение объекта.

Но не всегда объект — это живой человек с костями. Поэтому такие «кости» называют риггами. И, кстати, их «вставляют» в любые предметы, которые двигаются: космические корабли, транспорт и дажи двери. Такие ригги помогают управлять моделью.

Владимир Марков. 2 уровень - Художник игровых ассетов

 

Риггерам необходимо знать геометрию, понимать, как движутся живые и неживые объекты. Для программирования людей и животных важно знать анатомию. 

Аниматор

После риггеров в дело вступают аниматоры — люди, которые оживляют картинку.

Они могут заниматься анимацией:
  • персонажей: людей, животных, мифических существ;
  • объектов: космических кораблей, роботов;
  • локаций и окружающей среды, интерьера;
  • фона и природы: погоды, неба и т.д.

Аниматор может сам в ручную задавать движение модели в каждом кадре — это называется предопределенная анимация. А может программировать движение в соответствии с заданными параметрами — это называет процедурная анимация.

The Witcher 3: Wild Hunt

Аниматорам важно разбираться не только в своей сфере, но и в программировании и графических технологиях. Также часто они тесно работают со специалистами по звуку, чтобы правильно сделать закадровые звуки и синхронизировать, например, движение губ.

Визуализатор

Визуализатор — человек, который моделирует окружающую обстановку: локации, интерьеры, природу. Он востребован в строительстве, архитектуре, ландшафтном дизайне и дизайне интерьеров, кино и, конечно, видеоиграх.

В геймдеве визуализаторы моделируют интерьеры помещений, в которых происходят действия игры, а также ландшафты, причем и настоящие, и выдуманные для какой-то игровой Вселенной.

VFX-художник 

Очень узкая специализация, но которая часто встречается именно в разработке компьютерных игр. VFX-художники создают визуальные эффекты: взрывов и разрушений, движения воды, волос, шерсти и т.д., имитируют движение жидкостей и тканей.

VFX-эффекты - движение воды

Арт‑лид

И, конечно, когда в отделе много работников, без руководителя не обойтись. Арт-лид контролирует весь этап проектирования и разработки, нанимает новых сотрудников, решает управленческие задачи.

Арт-лидом может быть как опытный 3Д-дизайнер, так и управленец, который специализируется только на этом, но будет консультироваться по моделированию и дизайну со своими сотрудниками.

3D-generalist (дженералист) 

Также в сфере 3Д-дизайна можно часто встретить профессию 3D-generalist (дженералист). На самом деле это тот же дизайнер, только умеющий разные задачи: и моделировать объекты, и подбирать текстуры, и оживлять их.

Обычно это специалист, который может решить практически любую задачу в каждом из направлений 3Д. Поэтому часто такие люди работают в организациях, где не требуется большой штат дизайнеров и четкое разделение их обязанностей. Либо трудятся на руководящих должностях в крупных компаниях.

Робот-собака (Работа Дениса Федотова)

Что нужно знать и уметь 3D-дизайнеру

В геймдеве нужно обладать и жесткими навыками (Hard Skills), и мягкими (Soft Skills). От этого зависит заработок и продвижение по карьерной лестнице.

Hard Skills:
  • Понимать последовательность разработки 3D-графики;
  • Уметь моделировать сложные объекты и работать с ретопологией;
  • Уметь создавать текстурирование с помощью Substance Painter;
  • Создавать 3D-модели с нуля;
  • Работать с несколькими модификаторами;
  • Разбираться в художественных стилях;
  • Знать программы для 3Д-дизайна: Pixologic ZBrush, Autodesk 3ds Max, Autodesk Maya, Substance Painter, Mavelous Design, Marmoset Toolbag, Topogun и др.
Soft Skills:
  • Уметь грамотно планировать свое время (особенно актуально для фрилансеров);
  • Не забывать отдыхать, чтобы не выгорать;
  • Уметь работать в команде, слушать и слышать других сотрудников, спокойно относиться к правкам;
  • Быть усидчивым, креативным, внимательным и наблюдательным;
  • Постоянно учиться, так как сфера дизайна — одна из самых стремительно развивающихся сейчас;
  • Прокачивать чувство стиля и насмотренности, как и любому художнику.

На первый взгляд список кажется довольно сложным. Но на самом деле многому из списка можно научиться буквально за несколько месяцев на хороших курсах.

Сколько зарабатывает 3Д-дизайнер: зарплаты по России и за рубежом

Если поискать вакансии по 3D-дизайну на hh.ru по России, найдется более 1400. Это интересное и востребованное направление сейчас, когда практически ни один фильм не обходится без трехмерной графики, а индустрия компьютерных игр развивается семимильными шагами.

Сколько зарабатывает 3Д-дизайнер по России

Младший 3Д-дизайнер может сразу же после обучения зарабатывать от 40 тыс. руб. в месяц. Специалисты с опытом от года — 80-150 тыс. руб. Опытные сотрудники — от 180 тыс. руб. За рубежом ставка стажера/младшего дизайнера начинается с 1000$ и растет пропорционально опыту.

Плюсы и минусы профессии 3D-дизайнера

Но, как и любая работа, 3D-дизайнер подходит не для всех. Везде есть свои плюсы и минусы. Хотя минусы найти было трудно, но мы все же постарались.

Это направление, в котором вы можете реализовать свой творческий потенциал и при этом получать хорошую зарплату;
Даже если вы не умеете рисовать и у вас технический склад ума, вы можете работать в этой сфере и найти нишу для себя;
Вы будете находиться в технологичной среде, которая постоянно развивается;
Вы можете работать и в крупной компании, и дома, и даже переехать в другую страну и работать удаленно;
Вход в профессию достаточно несложный и недолгий: несколько месяцев учебы, и вы уже можете брать первые заказы.
Постоянная работа за компьютером (хотя где сейчас найти другую?);
Нужно мощное железо. Старый компьютер не подойдет.

Sci-fi коридор - игра Halo

Как стать 3D-дизайнером и где учиться

Этому направлению можно научиться в ВУЗах на архитектурных, художественных и айтишных факультетах и самостоятельно дома по бесплатным материалам. Но самостоятельная учеба и учеба в ВУЗах — это долго, сложно и много лишней информации, которая скорее всего никогда не пригодится.

Поэтому лучше учиться в онлайн-школах, где вам дадут только самые нужные навыки, будут проверять домашние задания и не просто выпустят с дипломом, а подготовят к поиску работы.

Если ты хочешь за несколько месяцев стать 3Д-дизайнером с ярким портфолио, найти работу с зарплатой мечты, а не годами пробовать, искать и грустить, что ничего не получатся, приходи к нам на курсы по геймдизайну. Что мы предлагаем?

«3D художник игровых локаций» — курс для новичков. Ты освоишь новую специальность, научишься работать в графических программах, легко решать спектр задач в разработке 3D-контента и составишь продающие портфолио прямо на курсе, чтобы заявить о себе как о специалисте.

«ЗД художник игровых персонажей» для компьютерных игр и кино — курс для дизайнеров с начальным опытом. Ты улучшишь свои знания и навыки, повысишь качество работ и увеличишь доход. Ты научишься создавать крутых персонажей и сможешь зарабатывать от 150 тыс. руб. в месяц.

Пример работы художника игровых локаций

3Д-дизайнер — это интересная работа, которая дает много возможностей: от гибкого рабочего дня до хорошего дохода. Но освоить ее может человек и без навыков художника. Если ваша мечта — создавать игры, ждем вас на курсах в Timart School.

Тимур Наумов

Lead ведущих игровых компаний с опытом более 15 лет.

Узнай, как Тимур заработал свой первый миллион на разработке игр и песонажей за 3 месяца на бесплатном вебинаре.

Узнать!

Оцените автора
TIMART SCHOOL
Добавить комментарий