Если тебе в голову вдруг пришла идея: «Хочу рисовать компьютерные игры!», не спеши сразу отмахиваться от нее, потому что якобы «уже поздно» и нет художественного образования. Почти каждый может стать ЗД-дизайнером (так правильно называется эта профессия).
Сегодня мы расскажем, кто же это такой и что он делает, какие есть разновидности направления и где обучиться, чтобы не просто иногда творить на компьютере по вечерам, а зарабатывать на деле, которое любишь.
- Кто такой 3D-дизайнер и чем он занимается
- Специальности и профессии связанные с 3Д-графикой
- CG‑художник
- Моделлер
- Художник по текстурам (2D/3D)
- Риггер
- Аниматор
- Визуализатор
- VFX-художник
- Арт‑лид
- 3D-generalist (дженералист)
- Что нужно знать и уметь 3D-дизайнеру
- Сколько зарабатывает 3Д-дизайнер: зарплаты по России и за рубежом
- Плюсы и минусы профессии 3D-дизайнера
- Как стать 3D-дизайнером и где учиться
Кто такой 3D-дизайнер и чем он занимается
На самом деле 3D-дизайнер работает не только над созданием компьютерных игр — он нужен во всех проектах, где есть трехмерная, объемная графика и визуализация. Фильмы, клипы, виртуальная реальность, моделирование интерьеров и ландшафтов, создание одежды и декора — во всех этих сферах не обойтись без него.
В этом направлении можно заниматься отрисовкой:
- пейзажей и локаций (например, зданий или сооружений, интерьеров помещений);
- объектов (мебели и элементов декора, машин, инструментов);
- персонажей (людей, животных, роботов).
А также:
- с помощью компьютерных технологий «оживлять» виртуальных людей так, чтобы их движения и мимика были максимально приближены к реальности;
- создавать реалистичные природные явления.
Если кратко, 3Д-дизайнер — это человек, который создает трехмерные изображения и видео. В проекте он связывает работу художников и программистов, делает объекты и локации объемными, такими, какими мы привыкли видеть их в реальном мире.
Специальности и профессии связанные с 3Д-графикой
Представьте, что мы пришли на экскурсию в компанию, которая разрабатывает компьютерные игры. В ней есть целый отдел, который работает над 3Д-дизайном. А в нем — несколько сотрудников, и каждый отвечает за какую-то свою задачу. Познакомимся с ними?.
CG‑художник
CG — это технология создания изображений на компьютере. А CG‑художник — человек, который рисует не на листочке, а в специальной программе. Он может работать и в мультипликации, и в кино, и в компьютерных играх — везде, где нужно рисовать.
Он может создавать и 2D, и 3D рисунки, обрабатывать фотографии, разрабатывать интерфейсы. CG‑художники, которые работают с 3Д, обычно только первоначально прорисовывают локации, объекты и персонажи.
Моделлер
Моделлер — это специалист по визуализации и моделированию объектов. Причем это могут быть и какие-то обычные предметы (стол или камень), и живые объекты (люди, животные, мифические персонажи в играх).
Моделлеру не нужен навык красиво рисовать. Обычно за него это делает CG‑художник. Задача этого специалиста — превратить плоский рисунок, двухмерную модель в объемную. Моделлеры могут работать во всех направлениях и проектах, где нужно 3Д, но именно в геймдеве его навыки крайне востребованы.
Обычно моделирование происходит в 3 этапа:
- Скульптинг.
- Ретопология.
- Развертка.
Скульптинг — это создание модели, занятие, которое похоже на лепку из глины, только на компьютере в специальных программах (ZBrush, 3ds Max, Mudbox и др.).
Ретопология — создание вертикалей, ребер и вершин у 3D‑модели, их правильная организация и структуризация. На этом этапе важно, чтобы вершины были в определенном порядке. Иначе они могут накладываться друг на друга, из-за чего появляются защемления и растяжения. А это в дальнейшем мешает анимации.
Развертка — это подготовка к текстурированию, т.е. раскрашиванию. На объект наносят специальную UV-карту для оформления цвета. И дальше в дело вступает художник по текстурам (или по освещению).
Художник по текстурам (2D/3D)
Художник по текстурам раскрашивает объекты в соответствии с сеткой, которую разработали на этапе развертки. Но это не просто раскрашивание! Он подбирает для предмета свою поверхность (гладкую или неровную), добавляет глянец, цвет и свет, а также имитирует внешний вид материала объекта (кожа, железо, стекло и т.д.).
В геймдеве художник по текстурам работает с кожей и одеждой персонажей, часто имитирует камень и металл, чтобы придать героям и предметам подходящий облик для Вселенной, в которой они живут.
Риггер
Следующий важный специалист — риггер. Это человек, который создает цифровой скелет для 3Д-объектов. Скелет нужен для того, чтобы максимально реалистично запрограммировать движение объекта.
Но не всегда объект — это живой человек с костями. Поэтому такие «кости» называют риггами. И, кстати, их «вставляют» в любые предметы, которые двигаются: космические корабли, транспорт и дажи двери. Такие ригги помогают управлять моделью.
Риггерам необходимо знать геометрию, понимать, как движутся живые и неживые объекты. Для программирования людей и животных важно знать анатомию.
Аниматор
После риггеров в дело вступают аниматоры — люди, которые оживляют картинку.
- персонажей: людей, животных, мифических существ;
- объектов: космических кораблей, роботов;
- локаций и окружающей среды, интерьера;
- фона и природы: погоды, неба и т.д.
Аниматор может сам в ручную задавать движение модели в каждом кадре — это называется предопределенная анимация. А может программировать движение в соответствии с заданными параметрами — это называет процедурная анимация.
Аниматорам важно разбираться не только в своей сфере, но и в программировании и графических технологиях. Также часто они тесно работают со специалистами по звуку, чтобы правильно сделать закадровые звуки и синхронизировать, например, движение губ.
Визуализатор
Визуализатор — человек, который моделирует окружающую обстановку: локации, интерьеры, природу. Он востребован в строительстве, архитектуре, ландшафтном дизайне и дизайне интерьеров, кино и, конечно, видеоиграх.
В геймдеве визуализаторы моделируют интерьеры помещений, в которых происходят действия игры, а также ландшафты, причем и настоящие, и выдуманные для какой-то игровой Вселенной.
VFX-художник
Очень узкая специализация, но которая часто встречается именно в разработке компьютерных игр. VFX-художники создают визуальные эффекты: взрывов и разрушений, движения воды, волос, шерсти и т.д., имитируют движение жидкостей и тканей.
Арт‑лид
И, конечно, когда в отделе много работников, без руководителя не обойтись. Арт-лид контролирует весь этап проектирования и разработки, нанимает новых сотрудников, решает управленческие задачи.
Арт-лидом может быть как опытный 3Д-дизайнер, так и управленец, который специализируется только на этом, но будет консультироваться по моделированию и дизайну со своими сотрудниками.
3D-generalist (дженералист)
Также в сфере 3Д-дизайна можно часто встретить профессию 3D-generalist (дженералист). На самом деле это тот же дизайнер, только умеющий разные задачи: и моделировать объекты, и подбирать текстуры, и оживлять их.
Обычно это специалист, который может решить практически любую задачу в каждом из направлений 3Д. Поэтому часто такие люди работают в организациях, где не требуется большой штат дизайнеров и четкое разделение их обязанностей. Либо трудятся на руководящих должностях в крупных компаниях.
Что нужно знать и уметь 3D-дизайнеру
В геймдеве нужно обладать и жесткими навыками (Hard Skills), и мягкими (Soft Skills). От этого зависит заработок и продвижение по карьерной лестнице.
- Понимать последовательность разработки 3D-графики;
- Уметь моделировать сложные объекты и работать с ретопологией;
- Уметь создавать текстурирование с помощью Substance Painter;
- Создавать 3D-модели с нуля;
- Работать с несколькими модификаторами;
- Разбираться в художественных стилях;
- Знать программы для 3Д-дизайна: Pixologic ZBrush, Autodesk 3ds Max, Autodesk Maya, Substance Painter, Mavelous Design, Marmoset Toolbag, Topogun и др.
- Уметь грамотно планировать свое время (особенно актуально для фрилансеров);
- Не забывать отдыхать, чтобы не выгорать;
- Уметь работать в команде, слушать и слышать других сотрудников, спокойно относиться к правкам;
- Быть усидчивым, креативным, внимательным и наблюдательным;
- Постоянно учиться, так как сфера дизайна — одна из самых стремительно развивающихся сейчас;
- Прокачивать чувство стиля и насмотренности, как и любому художнику.
На первый взгляд список кажется довольно сложным. Но на самом деле многому из списка можно научиться буквально за несколько месяцев на хороших курсах.
Сколько зарабатывает 3Д-дизайнер: зарплаты по России и за рубежом
Если поискать вакансии по 3D-дизайну на hh.ru по России, найдется более 1400. Это интересное и востребованное направление сейчас, когда практически ни один фильм не обходится без трехмерной графики, а индустрия компьютерных игр развивается семимильными шагами.
Младший 3Д-дизайнер может сразу же после обучения зарабатывать от 40 тыс. руб. в месяц. Специалисты с опытом от года — 80-150 тыс. руб. Опытные сотрудники — от 180 тыс. руб. За рубежом ставка стажера/младшего дизайнера начинается с 1000$ и растет пропорционально опыту.
Плюсы и минусы профессии 3D-дизайнера
Но, как и любая работа, 3D-дизайнер подходит не для всех. Везде есть свои плюсы и минусы. Хотя минусы найти было трудно, но мы все же постарались.
Как стать 3D-дизайнером и где учиться
Этому направлению можно научиться в ВУЗах на архитектурных, художественных и айтишных факультетах и самостоятельно дома по бесплатным материалам. Но самостоятельная учеба и учеба в ВУЗах — это долго, сложно и много лишней информации, которая скорее всего никогда не пригодится.
Поэтому лучше учиться в онлайн-школах, где вам дадут только самые нужные навыки, будут проверять домашние задания и не просто выпустят с дипломом, а подготовят к поиску работы.
Если ты хочешь за несколько месяцев стать 3Д-дизайнером с ярким портфолио, найти работу с зарплатой мечты, а не годами пробовать, искать и грустить, что ничего не получатся, приходи к нам на курсы по геймдизайну. Что мы предлагаем?
«3D художник игровых локаций» — курс для новичков. Ты освоишь новую специальность, научишься работать в графических программах, легко решать спектр задач в разработке 3D-контента и составишь продающие портфолио прямо на курсе, чтобы заявить о себе как о специалисте.
«ЗД художник игровых персонажей» для компьютерных игр и кино — курс для дизайнеров с начальным опытом. Ты улучшишь свои знания и навыки, повысишь качество работ и увеличишь доход. Ты научишься создавать крутых персонажей и сможешь зарабатывать от 150 тыс. руб. в месяц.
3Д-дизайнер — это интересная работа, которая дает много возможностей: от гибкого рабочего дня до хорошего дохода. Но освоить ее может человек и без навыков художника. Если ваша мечта — создавать игры, ждем вас на курсах в Timart School.